Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-47
Заголовок В обход цензурных запретов: актёры под видом воинов и воины под видом актёров в гравюре укиë-э
Автор email evarshav@risd.edu
Сведения об авторе Варшавская, Елена Юрьевна — Ph. D., преподаватель. Род-Айлендская школа дизайна, 2 Колледж стрит, Провиденс, RI 02903, США. evarshav@risd.edu ORCID: 0000-0002-3615-7072
В рубрике Искусство Востока DOI10.18688/aa2212-06-47
Год 2022 Номер сборника 12 Страницы 597607
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 76.01 Индекс ББК 85.15.5Япо
Аннотация

Гравюра укиë-э, форма тиражного городского искусства Японии эпохи Эдо (1603–1868), была вполне независима в выборе сюжетов и изобразительных средств, несмотря на детальную правительственную регламентацию всех сторон жизни общества. Любая печатная продукция рассматривалась сëгунами Токугава как идеологически небезопасная и подлежала инспектированию. К графике укиë-э применялись и тематические, и технические ограничения. В статье рассматриваются два случая, в которых театральная тематика, одна из основных в гравюре укиë-э, оказалась частью потаённого разговора между художниками-создателями гравюр и публикой, для которой эти гравюры предназначались. В 1840-е гг., в эпоху, когда власти были обеспокоены состоянием нравов горожан и хотели воспрепятствовать их увлечению театром Кабуки, художник Утагава Кунисада показал знаменитых актёров под видом воинов — участников процессии владетельного князя даймë. Позже, в 1868 г., когда сëгунское правление было на грани краха, и театр не казался уже реальной угрозой, Тоёхара Кунитика, ученик Кунисада, под видом актёров театра Кабуки изобразил исторических воинов, активно выступавших против режима. Так по причуде истории приёмы маскировки нежелательного содержания гравюр оказались использованными перекрёстно — в зависимости от политических обстоятельств, и, следовательно, от характера цензурных ограничений.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Варшавская Е. Ю. В обход цензурных запретов: актёры под видом воинов и воины под видом актёров в гравюре укиë-э // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 597–607. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-47
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Гривнин В. С. Японская печатная книга и её роль в развитии культуры и литературы: диссертация… к. ф. н. Москва, 1962. — 331 с.
  • 2. Нобуо М. Эдо бунгэй со:ва [Серия по литературе и искусству периода Эдо]. — Токио: Яги Сётэн, 1995. — 405 p. (на яп. яз.).
  • 3. Сакума Х. Мо:ри тю:сэй ко:сэйтоку-ки: Фу ко:дзан тёкухимэй гигэ [Записки о прославенных добродетелях Мори Тадамаса (посмертное буддийское имя Мори Такатика). Дополнение: пояснения к эпитафии, составленной по императорскому приказу, в Кодзан (захоронении семьи Мори)]. — Ямагути: Сакума Хисакити, 1924. —83 p. URL: https://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/917101
  • 4. Самураи Восточной столицы, или Сорок семь преданных вассалов в гравюрах Итиюсая Куниёси и биографиях Иппицуана / Пер. с яп., вступ. ст. и коммент. М. В. Успенского. — Калининград: Янтарный сказ, 1997. — 31 с.
  • 5. Укиё-э о:мусяэ-тэн: мусяэ нихякунэн но рэкиси о тадору [Большая выставка гравюры укиё-э с изображением воинов: История изображений воинов в гравюре двух веков] / Под ред. С. Моритоси и Т. Киёдзи. — Токио: Матида Сирицу Кокусай Ханга бидзюцукан, 2003. — 236 p. (на яп.яз.)
  • 6. Успенский М. В. Куниёси и его время: Японская гравюра XIX в. Школа Утагава: Каталог выставки / Гос. Эрмитаж. — СПб.: ГЭ, 1997. — 223 с.
  • 7. Kornicki P. The Book in Japan. A cultural History from the Beginnings to the Nineteenth Century. — Leiden, Boston, Köln: Brill, 1998. — 498 p.
  • 8. Takeuchi M. Kuniyoshi’s “Minamoto Raikō” and “the Earth Spider”: Demons and Protest in Late Tokugawa Japan //Ars Orientalis. — 1987. — Vol. 17 (1987). — P. 5–16.
  • 9. Thompson S. E. The Politics in Japanese Prints // Undercurrents in the Floating World: Censorship and Japanese Prints / Eds. S. E. Thompson, H. D. Harootunian. —New York: The Asia Society Galleries, 1992. — P. 29–91.
  • 10. Vaporis C. Tour of Duty. — Honolulu: University of Hawaii Press, 2008. — 336 p.