Title | Тайная вечеря как convivium: пути десакрализации священных образов в нидерландском искусстве первой половины XVI века. | ||||||||
Author | Ковбасюк С. А. | stephanie_rom@mail.ru | |||||||
About author | Ковбасюк Стефания Андреевна — аспирантка. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, ул. Владимирская, д. 60, Киев, Украина, 01033. | ||||||||
In the section | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa166-5-43 | ||||||
Year | 2016 | Volume | 6 | Pages | 415–424 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 94 (492): 75»15» | Index BBK | 85.14 | ||||
Abstract |
Статья посвящена проблеме десакрализации в нидерландском искусстве первой половины XVI в., пути которой прослеживаются на примере изображений сюжета «Тайной вечери». Под десакрализацией в данном случае (период до 1566 г.) понимается не столько процесс полного обесценивания священных образов, сколько проявившаяся еще до Иконоборческого восстания тенденция к введению в них «снижающих» элементов, деталей, меняющих модус изображаемого, типология и возможные функции которых подробно рассматриваются. Ввиду условности термина «десакрализация» в данном контексте он взят в кавычки.Одними из первых к изображению «Тайной вечери» в XVI в. обращаются художники, происходящие из группы так называемых антверпенских маньеристов — Мастер 1518 года (Псевдо-Ян ван Дорнике), Мастер Большого Поклонения и др. Уже в наиболее ранних примерах 1515–1520-х гг. Тайная вечеря изображается как convivium — застолье.Наиболее заметной чертой «десакрализации» стало распространение «детали с ножом» — изображения апостола, ковыряющего в зубах ножом во время последней трапезы Христа, а также апостола, обгладывающего кость. они демонстрируют изменения в идейной сфере, коснувшиеся как понятия святости, так и допустимого в изображении священных образов. Общим актом десакрализации стали иконоборческие восстания, охватившие немецкие, нидерландские и швейцарские города, но в том, что касается не разрушения, но созидания — написании картин, говорить о едином характере десакрализации не приходится. острая риторика немецких реформационных образов не была свойственна нидерландскому искусству. Десакрализация в первой половине XVI в. происходила в первую очередь путем «снижения» образов апостолов до «простых смертных» со свойственными им недостатками. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Ковбасюк С. А. Тайная вечеря как convivium: пути десакрализации священных образов в нидерландском искусстве первой половины XVI века. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 415–424. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-43 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|