Title | Ватиканский дворец и формирование типологии римского палаццо второй половины XV века. | ||||||||
Author | Дунина М. В. | mashadunina@mail.ru | |||||||
About author | Дунина Мария Владимировна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. | ||||||||
In the section | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa166-5-35 | ||||||
Year | 2016 | Volume | 6 | Pages | 345–351 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 728.034(450)4 | Index BBK | 85.11 | ||||
Abstract |
В Риме середины XV в., едва оправившемся от разрушительного периода Авиньонкого пленения пап, частное строительство носило хаотичный характер и не подкреплялось ни теоретической основой, ни последовательной логикой художественного замысла. Ситуация радикально изменилась в связи с появлением на папском престоле понтифика, поставившего целью создать новый образ Вечного города — папы Николая V (1447–1455). В истории изучения архитектуры XV в. римским дворцам уделяется неодинаковое внимание. Создание светской архитектуры эпохи Ренессанса часто приписывается исключительно флорентийской традиции, которая вполне проявилась в Риме только в конце 1480-х гг. При этом практически отсутствуют попытки проследить рождение и развитие типологии римского дворца, рассмотрев не только ключевые, но и второстепенные памятники. В статье показано, что именно в Ватиканском крыле Николая V возник отчетливый тип римского палаццо, согласованный с представлениями работавшего в Риме Л. Б. Альберти о «дворце тирана». В более ранних дворцах, таких как Сант-Аполлинаре, Капраника, орсини, сочетание вертикальных и горизонтальных членений, окон с крестовидными импостами, башен с зубцами, церковных лоджий и цепочек жилых помещений нелогично и прихотливо. И в Ватиканском дворце, и в палаццо, выстроенных по его образцу во второй половине XV в., этот же набор элементов оказывается оформленным с помощью классического понимания архитектурных форм в целостную монументальную конструкцию. В развитии ватиканского типа римского дворца XV в. прослеживаются следующие этапы: 1) появление масштабных дворов, повторяющих мотивы ватиканской Лоджии Благословения, — палаццо Венеция и палаццо Борджиа; 2) постепенное увеличение числа отсылок к античности — палаццо Нардини, делла Ровере, Сан Пьетро ин Винколи, Санти-Апостоли; 3) римский дворец all’antica — использование угловых башен и ватиканской планировочной системы в палаццо Канчеллерия и Кастеллези. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Дунина М. В. Ватиканский дворец и формирование типологии римского палаццо второй половины XV века. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 345–351. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-35 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|